Толенгыт (толенгут, толенгит,…) – это воинское сословие. В казахской транскрипции – толенгіт. Толе – по старым понятиям “помощник”. Не следует путать корень двух слов толе и тØле, также как имена Толе-бий и ТØлеген. Этимологически одно слово восходит к тyйеле – с верблюдом, другое к тØле – плати. Толенгыты, в поздней истории Центральной Азии, были на постоянной службе у ханов и выполняли в основном охранную миссию. Выражаясь современным языком, они воплощали в себе исполнительную власть в кочевом государстве. Ханские нокеры, личные телохранители, ханская гвардия, ханское окружение, люди при дворе, различные службы: судебно-исполнительная власть, дипломатические органы, налоговая служба и т.д. – всё это толенгыты. Позднее, вследствие утраты ханской власти, это сословие преобразовался в племенной род. По происхождению изначально это сословие состояло из родственников и соратников хана, родственников и соратников глав отдельных улусов, входящих в единое ханство, из старших детей и сирот ноянов и беков, годных или выразивших желание к строевой службе, из сыновей степной аристократии, что было традицией. Также, это сословие пополнял древний традиционный институт “аманатства”. Аналогия слову толенгыт в других нациях может быть следующая: у русских – это бояре, у японцев – это самураи, у англичан – это рыцари, у индусов – это кшатрии и так далее. 7 гвардейским полком “отборных богатырей” при жизни Чингисхана возглавлял его младший брат Хасар. В трудную эпоху многие торе скрывались среди толенгытов. Знаменитый хан казахов Абылай почти до 20 лет скрывался как пастух у одного бия старшего жуза. Исторически так сложилось, что в Казахстане толенгытов “причисляют” к калмакам. В этом отношении толенгыты среди казахов не одиноки, такая же маргинальная ассоциация закрепилась и за родами “торе” и “кожа”. Только теперь одних “выводят” … от монголов, а других к арабам. Эти роды: торе, толенгіт, кожа - относятся к “ак сyйекам” в племенном разделении казахов. Объединительным общим ураном и тотемным символом всех торе и толенгытов является “архар”. Архар (арқар) - так называлась стража каганов тюркских каганатов. После распада Великой Монгольской толенгыты на востоке Золотой Орды в центре пересечения трёх улусов трёх сыновей Чингисхана создали самостоятельный улус – Телеутское ханство. Позднее они попали под власть джунгар. После разгрома джунгар их территории были поделены между Россией и Китаем. Большая часть территории позже отошла к Казахстану. В исторической российской литературе они получили название “куба калмак” или “белые калмыки”. Благодаря этому факту всех казахских толенгытов “окрестили” под одно определение как калмыков и джунгар. Хотя на самом деле они являются лишь дальними родственниками-сослуживцами алтайских теленгетов времён Великой Монгольской империи.
Уманский А.П. в своём труде “ Телеуты и их соседи в XVII - первой четверти XVIII в” резюмирует характер отношений Джунгарского ханства со своими соседями телеутами. Начиная «с отсутствия какой-либо зависимости Большого Улуса князя Абака от ойратов» в конце XVI - середине 30-х гг. XVII в., далее «установлением кыштимской зависимости Больших Улусов Коки Абакова и Мачика Койшебурина от Джунгарии и их у***й борьбой против ойратских феодалов за сохранение и обретение независимости» в середине 30-60-х гг. XVII в., затем «заметным усилением кыштимской зависимости телеутов от Джунгарского ханства, существенным ущемлением суверенных прав телеутских князей» в 70-90-е гг. XVII в. и полного подчинения «Телеутской землицы» Джунгарией, утраты ее князьями последних остатков самостоятельности» в первой четверти XVIII в.”
В 1758 году воспользовавшись внутриплеменной враждой, китайские войска уничтожили Джунгарское ханство. Небольшая часть тюркоязычных джунгарских калмыков влилась в состав киргиз Аблай-хана. Они вошли в состав казахских толенгытов, аргынов, найманов и роды старшего жуза.
В книге Шаккарима Кудайбердыулы «Родословная летопись» в переводе Каирбекова содержатся следующие сведения: ”…Они не раз воевали с русскими, затем откочевали к урянхайцам и там были в подчинении ойратов. Калмаки называют их толенкутами. Их роды: торе, очу, меркит, актомат, каратомат, кыпчак, найман, сарт, чорс, телес (толис), торгол, мондос, кокар мондос, тотош (тардуш), порот, чалман и примкнувшее к ним племя ушкоштим. В него входят роды – аюты, тортас, чингис, ан, мурындык, хорек, карга, ку, ара.
В историко-этнографическом очерке «ТЕЛЕНГЕТЫ» Иннокентия Сергеевича Тенгерекова есть сведения: “Из древних китайских источников известно, что этноним «Теле» носили племена гаогюйцев В древних китайских источниках, в частности в Суйской династийной хронике сказано «Предки теле были потомками хунну» [20]. В другом китайском источнике в Вэйской летописи рассказывающей о происхождении предков гаогюйцев от хуннов, утверждается о сходстве языка Теле с хуннским. [21] «В 3- ем веке до н. э. теле жили в степи к западу от Ордроса. В 338 г. они подчинились тобосскому хану и в конце 4-го века перекочевали на север, в Джунгарию и распространились по Западной Монголии, вплоть до Селенги. Теле жили рядом с жужанями, но ничем не походили на них. Они рано вышли из состава империи Хунну, сохранив свой примитивный патриархальный строй и кочевой быт. Китаизация также не коснулась скромных кочевников, населявших глухие степи… передвигаясь на телегах с высокими колесами, были воинственны, вольнолюбивы…”
Одним из сохранившихся в памяти народа батыров из личной охраны Абылай-хана был толенгыт Жаназар-батыр, который стремя в стремя сражался вместе с Абылай-ханом. С тех времён сохранились имена и других толенгытов – это Койтан-батыр, Омырзак и другие. В ранней истории Центральной Азии (1 тысячелетие до н.э.) одним из транспортных средств передвижения грузов была телега, тyйеленген арба, т.е. арба предназнченная специально для верблюдов. Люди управляющие этими телегами назывались тyйеленгіт-ами. Если в современное время можно стать любым специалистом, то в те времена была приемтсвенность и потомственность. Это воинское сословие со временем превратилось в ханских помощников. Надо отметить, что верблюд был символом ханствующего рода или точнее ветки ханствующего рода. Когда был убит Бердибек-хан Золотой Орды с ним присеклась линия Бату-хана и появилась в народе поговорка: “Была перерезана шея верблюда и смерть настигла Бердибека”
Также верблюд был самым высоким представителем животного мира в ареале проживания тюрков-кочевников. В животном календаре тюрков-кочевников первый месяц назван в честь мыши, которая по легенде забралась на шею верблюда и первая среди всех присутствующих увидела восход солнца. Верблюд, став свидетелем такого позора и потеряв первенство, отказался далее участвовать в соревновании и ушёл. При наследовании хозяйства умершего знатного кочевника, старшему среди наследников символически (иногда в дейсвительности) давали верблюда и старший по наследству также получал наследную приставку в титулатуре как түйеле или теле (толе).
Во времена предшествующие созданию империи Чиингис-хана такое сильные племя на Алтае как телес (осколок стражи тюркских каганатов) имело в своём составе своих толенгытов. Во времена Чинигис-хана его дневная внутренняя гвардия получила своё специальное название торгеул. Ночная внутренняя стража получила название кибиттеул. Так как империю возглавляли потомки Угедея и после потомки Тулуя, то основная часть гвардии осталась с ними. Один в поле не воин, хан без толенгытов не хан. Ханы и толенгыты являются тем историческим звеном, который связывает современных казахов с историей Великих монголов и историей Великих Тюркских Каганатов.
Ханы, жившие в восточной части Золотой Орды вели своё происхождение от самой старшей линии Чингис-хана от старшего наследного внука Орда-Ежена (Орта-Есен) и традиционно считались покровителями этого рода. Хотя по воле Чингис-хана первенство в орде старшего сына Жошы (Джучи) было отдано второму наследному по старшинству внуку Бату-хану. Ему, Бату-хану, по распоряжению Великого хана на курултае была поставлена «золотая» юрта с золотым порогом, с тех пор его орда получила название «золотой». Все орды, распределённые между сыновьями Жошы-хана, входили в состав «Старшей» Джучиевой Орды, которая сама долгое время до 1368 года входила в состав Великого Монгольского Ханства, с центром или «ордой» в Каракоруме, столице Великой Монгольской империи. Престолонаследование всей империей на курултае было дано третьему сыну Чингис-хана Угедею. С тех времён закрепился за джучидами политический ярлык “старшего брата” и традиция уступать место главы государства младшим братьям не вступая в грязную и опасную политику престолонаследия, но оставляя за собой право вето на окончательное решение. Именно это право было реализовано при смене династии Угедея на династию Тули (Тулуя) в Великом Монгольской империи. Эта традиция была и в Золотой Орде и продолжалась в Великой Российской империи.
Из “Сокровенного сказания монголов” в редакции С.А.Козина имеется следующие сведения (текст приведён в оригинале): “ … и он (Чингпс-хан) повелел: "Пусть Хорчи ведает не только тремя тысячами Бааринцев, но также и пополненными до тьмы Адаркинцами, Чиносцами, Тоолесами и Теленгутами, совместно, однако, с (тысячниками) Тахаем и Ашихом. Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до приЭрдышских Лесных народов…”
Бааринцы – это потомки Бааридая, дяди в седьмом колене от Чингисхана. Адаркинцы – это потомки Адаркидая, дяди в пятом колене от Чингисхана. Здесь видно, что старую гвардию телесцев тюрксих каганатов Великий Хан смешал со своими родственниками по жеті ата ру и ближайшими соратниками.
В ранней истории Центральной Азии телесы упоминаются с эпохи Великих Ханов (Гуннов). Одной из особенностей этого племени было то, что они использовали самые большие (на тот исторический период) колёса для тяглового транспорта и могли передвигаться на очень большие расстояния. В словах телега, телевизор, телефон и т.п. и есть общий корень “tele”, которое в современности отражает свойство дальности. Но этимология этого слова восходит к слову туйеле. Раньше весь транспорт ограничивался телегами, и людей, которые прибыли на больших телегах c Востока в Западной Европе называли “in-telleg”, что означало на телегах или позднее издалека. Позднее понятие “in-telleg” трансформировалось в понятие мобильности, транспортабельности, “продвинутости” и вошло в корень таких слов как intelligence, intellectual, intelligent. Глагол “to tell” в современном английском языке имеет конверторную форму сообщения и его ближайшим синонимом является глагол “to convery”, в отличие от глагола “to say” который имеет коммуникативную форму сообщения, ближайшим синонимом которого является глагол “to communicate”...
|